Как получить лицензию на алкоголь

Бизнес, связанный с алкоголем в любых его проявлениях, прибыльная деятельность. Государство по определению не может остаться в стороне, не обложив бизнесменов дополнительными платежами, сборами.

На основании ФЗ-171 все, кто вносит свой вклад в оборот пищевой спиртосодержащей продукции, должны иметь специальные разрешения. Существует особый порядок оформления документов и нужно знать, как получить лицензию на алкоголь, без которой заниматься подобной деятельностью нельзя.

Обязательно ли получать разрешение на торговлю

Разрешение на оборот алкогольной продукции должны оформлять все производственные отрасли.

К ним относятся виды деятельности:

  • изготовление и поставка спиртосодержащих напитков;
  • продажа в магазинах и торговых точках;
  • реализация в кафе, барах, ресторанах;
  • торговля в гостиницах.

Запрещено торговать алкогольными напитками на территории:

  • детского или образовательного заведения;
  • больницы и поликлиники;
  • спортивного учреждения;
  • вокзала, аэропорта.

Лицензии не требуют от ООО или ИП, которые:

  • продают в розницу непищевые продукты, изготовленные на спирту;
  • занимаются закупкой и перевозкой технического спиртосодержащего сырья с годовым объемом до 2000 л.;
  • производят и торгуют пивом.
Внимание! В зависимости от производства специальное разрешение имеет свою форму и требования по оформлению.

Кому необходимо иметь документ

Если ИП зарегистрировано как сельхозпроизводитель вин, реализовывать свой товар предприятие сможет только при получении лицензии на продажу алкоголя.

Без особого позволения разрешено торговать напитками:

  • пивом;
  • сидром;
  • медовухой.

Торговлей другими видами спиртного могут заниматься продавцы в статусе юридического лица.

Данный вид деятельности с полным перечнем услуг и видами крепких и легких алкогольных напитков регламентирован ФЗ-171 статьей 18. Контролирует рынок по обороту спиртосодержащей продукции ФСРАР.

Как получить

Не существует единой формы лицензии. На каждый вид деятельности по обороту алкоголя утвержден отдельный вид документа.

Должностные лица федеральной службы регулируют алкогольный рынок. Целью ведомства ФСРАР служит защита населения от распространения некачественного алкоголя. Для предотвращения незаконного оборота, предприятия должны фиксировать продажу алкоголя в ЕГАИС.

Требования к предпринимателю

Для получения разрешения на торговлю спиртным установлены нормативы на размеры уставного капитала:

  • 10000 руб. – может торговать магазин напитками в пределах 15% крепости;
  • 300000 руб. – разрешено продавать алкоголь с содержанием спирта 16% и выше;
  • с миллионным капиталом выдают разрешения на торговлю наливками в барах и ресторанах.

Оптовики могут закупать и перепродавать алкогольную продукцию с уставными средствами не ниже 10000000 руб.

Существуют ограничения по помещениям, где происходит реализация спиртного. Продавать разрешено на арендованных или собственных площадях, если магазин в городе имеет 50 м2, а в сельской местности не менее 25 м2.

При этом склад для хранения напитков должен быть обеспечен:

  • вентиляцией;
  • сигнализацией;
  • противопожарными средствами.

Предпринимателю следует обратить внимание на расположение торговой точки. В магазине не разрешат продавать спиртные напитки возле детских, медицинских заведений, рядом с военными объектами, в местах большого скопления людей.

К ним принадлежат:

  • дома культуры;
  • базары;
  • заправки;
  • спортивные школы.
Справка! Рядом с театром торговля алкоголем запрещена, но в буфете, как объекте общепита, разрешено включать в меню спиртное.

Какие документы нужно собрать

К сбору бумаг, кроме количества, на получение разрешения производства или сбыта алкоголя, требования одинаковые, вне зависимости от организационно-правовой формы компании.

От предпринимателя, как и от юридического лица требуют предоставления:

  • Устава предприятия;
  • государственного регистрационного номера – ОГРН;
  • ИНН;
  • свидетельства о праве собственности;
  • выписки ЕГРЮЛ;
  • справки об уставном капитале для розничной торговли;
  • договора об аренде здания, если строение не принадлежит владельцу магазина;
  • технического паспорта из БТИ;
  • подтверждения, что КМК зарегистрирован;
  • сертификатов установленного оборудования.

На оптовую продажу подают заключение МЧС, подтверждающего надлежащее состояние склада и торгового помещения. Росприроднадзор выдает справку касательно соблюдения экологических норм.

Порядок оформления

Подают заявления на получение лицензий в ведомства по месту фактической регистрации производства, в районе действующей торговой точки.

В зависимости от региона, это может быть Министерство:

  • потребительского рынка;
  • торговли;
  • развития предпринимательства.

Принимают заявки и в Департаментах торговых услуг, после проверки направляют на рассмотрение в ФСРАР, где выносится решение на выдачу лицензии.

Процесс состоит из этапов:

  • проверки на соответствие лицензионных требований места торговли;
  • комплектации необходимых документов;
  • заполнения заявки;
  • внесения госпошлины по стоимости реализации конкретного продукта;
  • передачи заявления с приложенным документальным комплектом в лицензионное ведомство;
  • получения лицензии при удовлетворительном решении.

После выдачи лицензии обладатель разрешения должен проверить в Едином реестре лицензионных документов, наличие внесения сведений.

В регионах заявление на лицензии принимают в МФЦ. Центр направляет документы в межрегиональное управление федерального округа, ответственного за выдачу разрешений на торговлю алкоголем.

После рассмотрения документального пакета назначается комиссия для выезда в магазин. Торговую точку проверят на соответствие лицензионных требований и условий. По результатам проверки составят акт, который служит основанием для принятия решения.

Возможен отказ в оформлении разрешения, на основании:

  • заявленные условия не соответствуют требованиям;
  • неправильно заполненной заявки;
  • несоответствия сведений по актуальности, достоверности;
  • долгов по налогам.

Проверку документов проводят после оплаты госпошлины. Если откажут выдать лицензию, деньги не возвращают. После исправления ошибок, придется подавать новую заявку и вновь оплачивать услугу.

Сроки оформления

На рассмотрение заявления лицензионному органу отводится месяц. На 30 дней могут продлить срок выдачи лицензии, если требуется тщательный и продолжительный анализ сведений, которые изложены в заявке и подтверждены документами.

Разрешение на торговлю действует от года до 5 лет, в зависимости от заявленного периода при оформлении. После окончания утвержденного срока документ продлевают на общих основаниях. Вновь подают заявку, проходят через проверку, оплачивают госпошлину.

Сколько стоит получить разрешение

Цены регулярно меняются, поэтому нужно уточнять стоимость алкогольной лицензии по определенному виду деятельности с алкогольной продукцией, на текущий период в конкретном регионе. НК РФ статьей 333.33 регламентирует размеры госпошлин за выдачу разрешений на оборот вина, ликера или водки.

Характер работ Цена (руб.)
Изготовление, хранение и поставка алкоголя кроме вин9500000
Обычные, игристые вина и ликеры с производством, хранением и поставками800000
Изготовление алкогольных напитков фермерскими хозяйствами, ИП65000
Оптовая торговля алкоголем800000
Продажа спиртного в розницу в течение года65000

Налоговый кодекс РФ предоставляет возможность ознакомиться с полным списком услуг, порядком деятельности алкогольной отрасли и реальной стоимости каждого вида лицензий.

Что делать после оформления

Когда разрешение есть на руках у продавца алкоголя, он может выставить продукцию на полки магазина и начать торговлю. На информационном стенде для покупателей должен вывесить копию лицензии на торговлю определенным видом спиртного. Проверить на электронном носителе включение в реестр документа и, подключение продавца к Единой Государственной Информационной Системе.

При розничной торговле алкоголем в ЕГАИС отражается:

  • производитель;
  • время и место изготовления продукции;
  • какой напиток находится в каждой бутылке по составу, крепости и объему.

Лицо ответственное за торговую точку, качество товаров в магазине обязан составлять и подавать квартальную декларацию по результатам реализации спиртосодержащих напитков.

Отчеты имеют несколько форм, сдавать нужно только те, которые относятся к конкретной деятельности, по объемам:

  • изготовления;
  • использования сырья;
  • оборота вин, водки;
  • поставок в торговые точки;
  • закупок спирта для изготовления напитков;
  • мощности производства;
  • розничной торговли.

В ЕГАИС продавец передает информацию о каждой проданной бутылке спиртного напитка. Декларации поступают в ФНС, затем направляются в региональное подразделение ФСРАР.

Важно! Продавцы пива торгуют без лицензий, что не освобождает их от сдачи отчетов по фактам реализации.

Интересное видео

Какие ошибки могут быть в процессе получения лицензии смотрите в видео:

Заключение

Продавать в магазинах спиртные напитки запрещено без лицензии. Когда при проверке контролирующий орган обнаружит нарушения, ИП будет оштрафован на 100000 руб. Юридическое лицо несет административную ответственность в виде штрафной санкции до 300000 руб.

Если у владельца функционирует несколько магазинов, не нужно оформлять разрешение на каждую торговую точку. В общей заявке указывают количество филиалов, перечисляют виды алкоголя, чем предстоит торговать.


Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *