Как расшифровать аббревиатуру ОСАГО

Автомобильный парк в России увеличивается с каждым годом. При этом темпы развития дорожной инфраструктуры не поспевает за скоростью процесса автомобилизации в стране. Следствием такой ситуации является увеличение количества дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах.

Как правило, ДТП порождает возникновение обязанности у одной из его сторон по возмещению имущественного ущерба. Следует отметить, что это могут быть весьма значительные суммы, а, кроме этого, подобная ситуация способствует усложнению криминогенной обстановки.

Так, в 2000-х годах стали крайне распространены так называемые «автоподставы», когда злоумышленниками провоцировались ДТП для последующего «выбивания» ущерба с добросовестных автовладельцев.

Что означает аббревиатура

В целях упорядочивания отношений, связанных с гражданской ответственностью автовладельцев, и снижения уровня криминальной напряженности в этой сфере в России было введено ОСАГО, термин расшифровывается, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

На практике это выражается в том, что каждый водитель автомобиля имеет обязанность оформить соответствующий договор, подтверждением чего служит специальный документ – полис.

Институт страхования автогражданской ответственности не является изобретением российских законодателей. Это общемировая практика. Так, впервые подобные механизмы были применены в США в 20-х годах прошлого века. Уже через 50 лет аналоги современного российского ОСАГО применялись во многих странах Северной Америки и Европы.

В России инициатива о страховании автогражданской ответственности выносились на протяжении многих лет, однако соответствующий закон был принят только в 2002 году, а уже с 2003 года наличие полиса ОСАГО стало обязательным для всех водителей.

Внимание! Инициативы о введении института автогражданской ответственности выдвигались и во времена существования Советского Союза. Однако все они были отвергнуты по причине нецелесообразности.

Сегодня полисы ОСАГО оформляются всеми без исключения водителями. Сторонами договора страхования по общему правилу выступают:

  1. Страховщики. К страховщикам следует отнести специализированные организации – страховые компании, которые имеют лицензию на осуществление деятельности в рассматриваемой сфере.
  2. Страхователи. Лица (как физические, так и юридические), в собственности которых находятся автотранспортные средства, заключившие соответствующий договор со страховой компанией.

Отдельно следует упомянуть и о форме полиса. Если ранее он выполнялся только на бумажных носителях, которые было необходимо постоянно иметь с собой во время использования транспортного средства, то в настоящий момент полис можно оформить в электронном виде. В последнем случае все же рекомендуется возить с собой его распечатку.

Полезно также почитать: Диагностическая карта

Для чего необходим такой полис

Относительно назначения полиса ОСАГО у многих водителей имеется масса заблуждений. Однако следует уяснить, что страхованию по ОСАГО подлежит только гражданская ответственность, возникающая, если водитель в процессе вождения нанесет ущерб третьим лицам.

На практике это выражается в том, что если водитель транспортного средства станет виновником ДТП, в результате чего будут нанесен имущественный ущерб другим его участникам, то компенсировать его будет не он, а страховая компания, с которой у виновного автовладельца заключен договор.

При этом ущерб, причиненный собственному транспортному средству, за счет ОСАГО не покрывается. Это является принципиальным отличием «автогражданки» от КАСКО.

Справка! КАСКО представляет собой продукт, в рамках которого осуществляется страховая защита от ущерба (хищения) застрахованного транспортного средства, причиненного действиями третьих лиц. Данный тип страхования является добровольным.

При оформлении ОСАГО следует учитывать, что страховщики вправе рассчитывать на премию даже в том случае, если страхового случая на период действия и не произойдет. Однако если водитель станет виновником ДТП, то страховая обязана покрыть сумму ущерба, не превышающую 400 тысяч рублей.

Обязательно ли его наличие у водителя

Как следует из расшифровки ОСАГО, полис является обязательным. Иными словами, осуществление поездок на транспортном средстве без него представляется незаконным. Так, сотрудники ГИБДД вправе оштрафовать водителя, если у него не имеется заключенного договора со страховой компанией или полис является просроченным.

Срок действия полиса составляет 1 год. При этом допускается заключение договора и на меньший срок (не менее 3 месяцев).

Следует отметить, что наличие полиса обязательно только при непосредственном использовании транспортного средства. Если собственник автомобиля не осуществляет поездок, а, к примеру, хранит авто в гараже, то заключать договор ему нет необходимости.

Кроме этого, закон обязывает приобрести полис ОСАГО владельцев новых автомобилей. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента покупки.

Помимо того, что за езду без полиса ОСАГО водителя могут ожидать штрафы, неблагоприятные последствия ожидают его в случае попадания в ДТП. Так, если его вина будет установлена, то имущественный ущерб ему придется оплачивать за счет собственных средств (добровольно или принудительно через суд).

Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой

Стоимость страхования не является одинаковой для всех водителей. Она зависит от различных модификаторов, являющихся коэффициентами по отношению к базовому тарифу. Разберем их подробнее.

  1. ТБ. Представляет собой базовой тариф, значения которого устанавливаются не страховыми компаниями, а государством. ТБ непосредственно зависит от типа транспортного средства.
  2. КТ. Территориальный коэффициент. Его значение варьируется от типа населенного пункта, где эксплуатируется транспортное средство. Его высокие значения фиксируются в плотно населенных городах с населением свыше 1 млн. человек.  В слабо заселенных местностях его показатель значительно ниже.
  3. КБМ. Коэффициент «бонус-малус». Его значение зависит от количества периодов безаварийной езды. Так, аккуратные водители могут получить значительную скидку за полис вследствие применения данного модификатора. Напротив, для лиц, которые часто провоцируют аварии, стоимость ОСАГО значительно увеличивается.
  4. КВС. Коэффициент возраст-стаж. Актуально для молодых и начинающих водителей. Так, для лиц младше 22 лет, а также имеющих водительский стаж менее 3 лет стоимость страховки выше.
  5. КН. Коэффициент нарушений. На стоимость полиса влияет и количество нарушений ПДД и закона об ОСАГО.
  6. КО. Ограничивающий модификатор. Так, если в полис может быть вписано неограниченное число лиц, то его стоимость выше, чем при ограниченном их числе.
  7. КМ. Модификатор мощности двигателя ТС. Чем она выше, тем дороже услуги страховщика.
  8. КС. Коэффициент сезонности имеет значение, если авто используется ограниченное число дней в году. К примеру, если водитель ездит на автомобиле только летом, а в зимний период его не эксплуатирует, то он вправе указать это при заключении договора. Таким образом, сумма ОСАГО для него будет значительно меньшей.

Полезно также почитать: Отмена и перезапись на регистрацию автомобиля на сайте Госуслуг

Интересно видео

О расчет ОСАГО информация в видео:

Заключение

Полис ОСАГО является обязательным документом для всех водителей транспортных средств в России. Его наличие освобождает водителя от обязанности самому компенсировать сумму ущерба третьим лицам. Езда без полиса является административным правонарушением, за которое полагается привлечение водителя к ответственности и наложение штрафа.


Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *